Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

17.12.2020

Интернет и ребенок. Общение в соцсетях 5 онлайн-угроз

Как защитить ребенка в интернете

Взрослые люди проводят в социальных сетях в среднем 109 минут в сутки: за последние 4 года этот показатель возрос на 10 минут. При этом дети в возрасте 10-15 лет тратят на Facebook, «ВКонтакте», Instagram около 3 часов ежедневно. Социологи отмечают, что 92% подростков появляются в интернете ежедневно, а 24% из них находятся там почти постоянно. Не пора ли бить тревогу?

Почему соцсети могут быть опасны для детей?

В среднем дети начинают пользоваться социальными сетями в 9-12 лет (хотя регистрация несовершеннолетних во многих из них официально запрещена). Вот основные риски владения личным аккаунтом для ребенка:

  • Контакты с потенциально опасными людьми — знакомыми или незнакомыми

Согласно одному из зарубежных социологических исследований, подростки не знакомы в реальности с 6 из 10 друзей из соцсетей. В другом опросе 43% детей признались, что к 12 годам уже имели опыт переписки с незнакомцами. К сожалению, такое общение может быть чревато контактами со злоумышленниками — мошенниками, педофилами и им подобными, способными нанести как психологический, так и физический вред несовершеннолетнему.

  • Несвоевременное получение информации

Соцсети — это не только «лайки», смешные картинки, мультики и браузерные игры. Это — самая настоящая свалка информации самого разного содержания, часть из которой может шокировать даже взрослого человека.

  • Снимки — не единственная угроза. Ребенок может опрометчиво «слить» в интернет пароли от важных аккаунтов, номера телефонов или даже номер банковской карты родителей, скачать вирусную программу и так далее.

 

Кража сведений личного характера

Задумывались ли вы, что около половины контента сайтов для педофилов взяты из социальных сетей? Речь идет о фотографиях, размещенных в открытом доступе, до которых может «дотянуться» любой желающий. При этом не будем забывать, что нередко поставщиками подобной информации являются сами родители. Здесь уместно обозначить такое явление, как взаимное нарушение личного пространства: как правило, взрослые боятся, что ребенок без согласования с ними опубликует в сети снимок с семейного торжества, но при этом мало кто из них спрашивает у своих чад согласия, отбирая фотографии для альбома, посвященного совместному отдыху.

  • Нездоровая зависимость от общественного мнения и падение самооценки

По данным психологов, 27% детей, проводящих в соцсетях более 3 часов в сутки, имеют расстройства коммуникативных качеств и эмоциональной сферы. Согласно еще одной научной работе, 82% подростков, активно пользующиеся «Фейсбуком» и «Твиттером», не удовлетворены своей внешностью, а среди тех, кто не зарегистрирован в соцсетях, этот показатель составляет 53%. При этом 44% детей, проводящих онлайн более 3 часов в день, ссорятся с родителями чаще раза в неделю.

  • Потеря времени

Не вызывает сомнений, что соцсети являются приятной альтернативой учебе или спортивным тренировкам — точно так же, как выполнению профессиональных обязанностей у взрослых людей.

Является ли зависимость от соцсетей заболеванием и надо ли её лечить?

«Прежде чем обвинять ребенка в том, что он зависим от социальных сетей, нужно разобраться, чем именно он там занимается, — отмечает врач-нарколог Александр Звягин. — Общается с друзьями из реальной жизни, слушает музыку, публикует заметки, ищет сообщества по интересам, играет в игры? Ничего из этого само по себе не является патологическим, к психическим расстройствам можно отнести разве что зависимость от азартных игр. Во всех остальных случаях речь может идти только о поведенческих отклонениях или о проблемах с воспитанием, но работать в этом случае нужно в первую очередь не с детьми, а с их родителями».

С доктором Звягиным солидарна руководитель региональной общественной ассоциации «Лига практикующих психологов и консультантов» Анастасия Камаева:

«Если в семье выстроено общение и принято обсуждать, как прошел день и так далее, то соцсети становятся лишь дополняющим звеном в ведущей деятельности подростка — общении и межличностном взаимодействии. Если нет, соцсеть заменяет то, чего он не получает в реальности, и здесь могут возникнуть неприятные ситуации. Также я заметила, что у детей, испытывающих дефицит физического личного пространства, наблюдается более ранний „уход“ в социальные сети или виртуальные игры».

 

Как обезопасить своего ребенка от возможных угроз виртуального общения?

Выделяют два принципиально разных взгляда на эту проблему: обеспокоенный родитель может попытаться полностью оградить свое чадо от паутины соцсетей — физически ограничив доступ к компьютеру или смартфону или установив на них специальные программы, дающие доступ лишь к ограниченному количеству сайтов и приложений. Второй подход — предоставить ребенку полную свободу, чтобы тот не был ущемлен в возможностях — по сравнению с «продвинутыми» сверстниками.

Эксперты, как и во многих других ситуациях, призывают к компромиссу: попытки пресекать любые поползновения в мир виртуального общения, скорее всего, в конечном итоге окажутся несостоятельными и приведут к отчуждению между старшим и младшим поколением (а посидеть «ВКонтакте» можно и в гостях у друга).

«Риски от соцсетей минимальны, если в семье правильно выстроены отношения, — отмечает Камаева. — Мы все социальными сетями закрываем свои потребности возраста — маленькие дети играют в игры, подростки — удовлетворяют потребность в общении. Нас, взрослых, может не очень радовать это общение, тем более, что оно может оказаться на виду. И тогда снова возвращаемся в семью — как мы разговариваем, чего мы не даем ребенку, если он ищет это в сетях или на стороне?»

Не менее важно донести до ребенка информацию о возможных опасностях — общении с подозрительными незнакомцами, секстинге (пересылке интимных фотографий), интернет-травле и других явлениях.

Могут ли соцсети нести пользу?

Конечно могут! Вот несколько аргументов в пользу создания виртуальной странички:

  • Тренировка общения и метод самовыражения

Общаясь в интернете, подросток может попробовать разные стили поведения «в безопасном режиме», ведь соцсети, подобно реальному общению, провоцируют развитие различных качеств характера — в том числе и чувства юмора, эстетического вкуса, мужества, доброты и так далее (и это тоже доказали ученые!). Благодаря соцсетям и интегрированной туда системе одобрений, «лайков», дети учатся понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо».