- КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Музей Боевой славы был открыт в ноябре 1978 года. Первоначально он был посвящен партизанской бригаде "Смерть фашизму", действовавшей на территории Смолевичского района Минской области. В основу создания музея легли материалы и экспонаты, собранные на местах боев бригады. Чуть позже музей пополнился материалами о воинах 120-ой гвардейской Рогачевской дивизии имениВерховного Совета БССР и 310-ой гвардейского артиллерийского полка этой дивизии. Год за годом росло и укреплялось дружеское сотрудничество с дивизией. И в октябре 2002 года школе было присвоено имя легендарного командира воинов 120-ой гвардейской стрелковой Рогачевской дивизии героя Советского Союза Леонтия Николаевича Гуртьева.
Музей находится в одной из старейших школ города, основанной в 1970 году, имеющей многолетние опыт, традиции и результаты в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
Экспозиция музея находится на втором этаже школы в изолированном помещении, площадью 60 м. кв. В музее имеются настенные экспозиции, витрины. Отдельного фондохранилища не имеется. Профиль музея – военно-исторический (музей боевой славы).
Реконструкция в музее проводилась дважды. Впервые проведена в мае 2005 года и в марте 2019 года.
Его экспозиции насчитывают около 480 экспонатов. Количество экспонатов основного фонда – 195, вспомогательного – 285.
Музей имеет 6 разделов:
1 раздел – «Оккупация Белоруссии». Он посвящен оккупации Беларуси немецко-фашистскими захватчиками в начале Великой Отечественной войны.
2 раздел – «Партизанское движение. Партизанская бригада «Смерть фашизму». Здесь представлены экспонаты, отражающие историю возникновения партизанского движения. Собрана информация о партизанской бригаде «Смерть фашизму». Имеются макеты лагеря и штаба партизанского отряда, макет «В ожидании вражеского эшелона».
3 раздел – «Освобождение Белоруссии». Представлены экспонаты участников Великой Отечественной войны, любезно подаренные музею ветеранами, родственниками ветеранов и жителями района.
4 раздел – «120-я гвардейская мотострелковая Рогачевская дивизия». Раздел рассказывает о боевом пути 120-й гвардейской мотострелковой Рогачевской дивизии и ее героях.
6 раздел – «Никто не забыт, ничто не забыто». Посвящен дружбе и сотрудничеству учащихся, совета ветеранов и воинов сегодняшней 120-й Рогачевской бригады. Имеются материалы, рассказывающие о воинах-интернационалистах, в частности – о Долгополове Игоре Анатольевиче, бывшем учащимся учреждения образования, погибшем в Афганистане.
Экспозиция музея постоянно обновляется и дополняется. Кроме материалов о Великой Отечественной войне, в музее собраны материалы о жизни школы и микрорайона.
Ведётся документация: паспорт музея; инвентарная книга; акты приёма экспонатов; план работы музея; протоколы заседаний совета музея; положение о музее; концепция развития музея; тексты экскурсий; журнал учёта работы музея; книга отзывов. В музее имеется методический уголок, где имеются приказы Министерства образования, законы Республики Беларусь по работе музея, выписки приказов директора школы об образовании музея и назначении руководителя музея, методические папки и методическая литература.
Цель работы музея: создание положительных условий для всестороннего развития личности учащегося разными способами военно-патриотического воспитания, с учётом его интересов, способностей и требований.
Задачи работы музея:
- создание условий для изучения учащимися духовных и исторических традиций жителей своего района;
- военно-патриотическое воспитание учащихся;
- формирование здорового образа жизни.
Несмотря на смену нравственных ценностей и жизненных приоритетов, не всегда достаточное финансирование, музей продолжает работать и развиваться. За последние 10 лет он расширил свои границы, увлекая разнообразной деятельностью все большее и большее количество учащихся: поисковиков, краеведов, экскурсоводов, и просто активистов музея, а также жителей города.
Опыт работы музея не раз освящался в печати. В 1979 года он был награждён грамотой Минского городского отдела народного образования. В 1989 году – грамотой Управления образования Мингорисполкома, Почётной грамотой от Минской секции Совета ветеранов. В 1998 году – Почётной грамотой от командования Рогачёвской дивизии; в 2021 году – Благодарностью от командования 120-ой отдельной механизированной Рогачевской бригады.
- НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ И ЕГО ФУНКЦИИ
Направлениями деятельности музея являются:
- Фондовая деятельность (создание оптимальных условий для сбора, сохранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры).
- Экспозиционная деятельность (цель которой - демонстрация музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с современными принципами художественных решений и исторической хронологии.
- Культурно-просветительская деятельность (к числу базовых форм которой относится проведение экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, заседаний, кружков, круглых столов, конкурсов (олимпиад, викторин), встреч с интересными людьми, концертов (литературно-музыкальных композиций, театрализованных представлений, видеосеансов, праздников, исторических игр, а также участие в демонстрациях, шествиях, митингах при праздновании Дней воинской славы и др.).
- Поисково-исследовательская деятельность (главная задача музея состоит не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков самостоятельного исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей. Музей является местом, где учащийся не только приобретает знания, но и как бы воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т. е. получает идейные и эмоциональные импульсы).
- Туристстко-краеведческая деятельность (создание оптимальных условий для сбора информации и музейных экспонатов, знакомство с родным краем).
- Связь с государственными учреждениями и освещение деятельности в СМИ (сбор и популяризация накопленных знаний, опыта работы музея среди различных категорий населения города и республики).
- Развитие детского самоуправления (подразумевает социализацию учащихся, т.е. включение учащихся в социально-значимую среду посредством развития у них организаторских, ораторских, творческих и других способностей).
Функции музея:
- научно-документационная функция – музей предназначен для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества;
- охранная функция выражается в осуществлении хранения музейных ценностей, которое достигается путем постоянного ухода за ними: правильного размещения в залах, организации охраны и их реставрации. Все культурно-исторические ценности должны быть сохранены для общества и передачи последующим поколениям;
- поисково-исследовательская функция. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми учащиеся прежде не располагали. В центре внимания всей исследовательской деятельности находятся музейные предметы и исторические факты.
Изучение музейных предметов и собрания в целом играет решающую роль в непрерывном развитии музея, в постоянном повышении эффективности его работы. Не достаточно просто увеличить фонды в количественном отношении. Предметы должны быть подготовлены к использованию. Результатом может быть приобретение новых знаний, которые фиксируются в учетных документах.
- УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Руководство деятельностью музея
Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор школы Е.В.Рудова. Она искренне заинтересована в системе работы музея, в его развитии и совершенствовании, в работе органов самоуправления, в проводимых мероприятиях учащимися и педагогическим коллективом: городских, республиканских, международных. Координирует деятельность школьного музея Боевой Славы заместитель директора по воспитательной работе Филиппова Л.В., которая является председателем Совета музея, отвечает на все просьбы актива, участвует в составлении перспективных и календарных планов работы, проводит совещания, семинары, принимает участие в планировании и подготовке педагогических советов и планерок, анализирует текущие школьные и городские мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, поощряет педагогов и учащихся-активистов за достигнутые успехи.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе, – учитель истории и обществоведения, который активно продолжает традиции школы и музея, использует новые формы работы, взаимодействует с учреждениями и организациями города, отвечает за музейно-педагогическую работу в образовательном учреждении. Основным направлением его работы является создание такой культурно-образовательной среды в системе дополнительного образования учащихся, способствующей формированию гражданско-патриотических качеств, расширению исторического кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению навыками экскурсионной, поисковой и исследовательской деятельности.
Совет музея
Совет музея осуществляет текущую работу по перспективному и календарному плану, для успешной реализации намеченных мероприятий составляются месячные планы, их выполнение анализируется на заседании Совета музея. На планерках педагогического коллектива, семинарах классных руководителей отмечаются успехи классных коллективов и их классных руководителей, проводится обмен опытом. Заседание Совета музея проводятся один раз в месяц и по необходимости, где планируются дела, обсуждаются их формы работы и содержание.
Совет музея состоит из 16 человек, в его функционал входит:
- организация месячника военно-патриотической работы и декады гражданско-патриотического воспитания музея;
- подготовка культурно-просветительских мероприятий;
- осуществление связи со СМИ, учреждениями и организациями;
- организация мероприятий по заботе о ветеранах войны и труда «Тимуровские заботы»;
- развитие ученического самоуправления;
- награждение классных коллективов и активистов музея;
- планирование, организация, проведение торжественных традиционных встреч и других мероприятий музея с ветеранами и жителями микрорайона школы;
- организация поисково-краеведческой работы классных коллективов в пополнении музейного фонда;
- анализ дела и подведение итогов выполненной работы;
- планирование работы и осуществление ее в воспитательном процессе учащихся.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
Фондовая деятельность
Одна из важнейших задач музея – сохранение оригинальных памятников истории, культуры и природы. Этому содействует учёт и обработка музейных экспонатов.
Фонд музея – совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, необходимых для изучения и экспонирования. Фонды музея являются результатом его поисковой и исследовательской деятельности. На основе фонда музея создаются экспозиции и выставки.
Учет фондов и их хранение осуществляется руководителем музея в соответствующих документах:
Инвентарная книга учета основного фонда. Здесь зарегистрировано 195 наименований экспонатов. Указывается дата поступления экспоната в музей, название, характеристика, способ поступления (подарок, кто подарил, нашли поисковики, где и т. д.)
Книга учета вспомогательного фонда. Здесь фиксируются копии документов исторической и методической литературы, статьи периодической печати о музее, о ветеранском движении, письма, воспоминания, работы учащихся. Зарегистрировано 285 наименований.
На все экспонаты основного фонда оформляется «Карточка описания музейного предмета», на которой отражен: инвентарный номер, место и время изготовления, количество, материал, размер, сохранность, описание, источник поступления; составитель (кто описывал предмет и когда).
Экспонаты попадают в музей разными путями: одни были найдены научной экспедицией, в которой участвовали учащиеся нашей школы, другие – принесены, подарены местным населением или участниками исторических событий. Фондохранилища для экспонатов не имеется.
Фонд школьного музея постоянно пополняется, так как музей должен показать не только прошлое, но и собирать информацию о современной истории родного края и школы. С этой целью составляется летопись школы. На основе фонда школьного музея боевой славы организовывается экспозиция и тематические выставки.
Ведется книга учета посетителей и проведенных экскурсий. За время работы было проведено 1190 экскурсии, посетителями музея стали 39 923 человека.
Помещение для хранения экспонатов и музейного фонда расположено в самом музее. Это специальные встроенные шкафы, они расположены под главной панорамой музея. Основные экспонаты размещены в застекленных витринах, по необходимости ведется их смена и обновление. Они размещены вдоль стен под экспозиционными стендами. Их достаточно для экспонирования и хранения музейных ценностей. Витражи обновляются 2-3 в год. Проводятся экскурсии для учащихся школы и других учебных заведений «Экспонаты музея рассказывают», что вызывает огромный интерес посетителей и желание принести музею новые экспонаты. Также для демонстрации экспонатов проводятся тематические выставки к историческим датам страны. Музей оборудован мебелью орехового цвета.
В Совете музея есть активисты, отвечающие за музейный фонд, они работают под руководством руководителя музея. Помогают проводить сверку музейных предметов. Много внимания уделяется пополнению экспонатов.
Утерянных экспонатов нет, есть переданные экспонаты обратно хозяевам.
Имеется справка о том, что в экспозиции и фондах не имеется взрывоопасных, радиоактивных предметов, огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней
Экспозиционная деятельность
Важнейшим средством реализации образовательной функции музея являются научно обоснованные, полноценные в художественном отношении экспозиции и выставки. С помощью подлинных музейных предметов экспозиция позволяет посетителю как бы пережить исторические события; она предметно подтверждает его знания.
Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с современными принципами художественных решений и исторической хронологии.
Музей имеет 6 разделов:
1 раздел – «Оккупация Белоруссии». Посвящен оккупации Беларуси немецко-фашистскими захватчиками в начале Великой Отечественной войны. На территории Беларуси наступала немецкая группа армий центр – около 50 дивизий. Их удар на границе приняли армии западного фронта.
На начальной экспозиции нашего музея можно увидеть фотографии этих событий («Эшелоны с оружием идут на Восточный фронт», «Наступление фашистов», «После бомбардировки»), а также экспонаты тех лет: письмо немецкого солдата к своему другу, в котором он выражает уверенность в скором завоевании Беларуси.
Легендарный подвиг в эти дни совершили защитники Брестской крепости. Против небольшого гарнизона, состоявшего из пограничников и солдат отдельных подразделений 6-ой и 42–дивизий, фашистское командование бросило целый армейский корпус. Крепость подверглась ожесточённой бомбардировке с воздуха и беспрерывному артиллерийскому обстрелу. Защитники крепости сражались более месяца. Бои шли уже под Смоленском, а крепость стояла. Только в дни празднования 20–летия Победы над фашистской Германией крепости было присвоено почётное звание «Крепость – герой».
С первых дней своего господства фашисты проводили карательные операции против партизан и мирных жителей. Свидетельством зверств фашистов могут служить фотографии, представленные в музее. Органы администрации оккупационных властей отличались особой жестокостью по отношению к местному населению. В период оккупации было создано свыше 260 лагерей смерти. Лагерь смерти в Тростенце, под Минском, находится на 3–ем месте после Освенцима и Майданека по количеству уничтоженных людей. В нём были замучены 206 500 человек. В Минске и его окрестностях находилось несколько лагерей смерти: на улице широкой, в районе Масюковщины. В целях окончательного закабаления населения наряду с лагерями смерти немецкая администрация ввела местную трудовую повинность. К работе предполагалось привлечь все население в возрасте от 18 до 45 лет. Нередко применялись коллективные наказания населения, когда за связь с партизанами, другие нарушения оккупационного режима уничтожались не только сотни и тысячи людей, но и целые населенные пункты. В период войны погибло свыше 2 млн. 200 тыс. человек, 380 тыс. жителей вывезено на принудительную работу в Германию. Из–за людских потерь население Беларуси в 1945 году составило только 6,2 млн. человек. За время оккупации в республике было уничтожено 9 200 населённых пунктов, из них 627 деревень, а 186 так и не были восстановлены после войны. Некоторые деревни оккупанты сжигали дважды, трижды.
2 раздел – «Партизанское движение. Партизанская бригада «Смерть фашизму». Здесь представлены экспонаты, отражающие историю возникновения партизанского движения. Собрана информация о партизанской бригаде «Смерть фашизму». Имеются макеты лагеря и штаба партизанского отряда, макет «В ожидании вражеского эшелона».
Откликом на оккупационный режим стала борьба партизан и подпольщиков. Всего в июле – октябре 1941 года на территории Беларуси было сформировано около 430 партизанских отрядов и организационных групп, в которых насчитывалось более 8 300 человек. Патриоты освобождали целые районы, создавали партизанские зоны. Уже в конце 1942 партизаны удерживали 15 тыс. кв. км, т. е. около 30 % довоенной территории Беларуси.
К концу 1943 г. под контролем партизан находилось более половины территории Беларуси.
Представлена экспозиция, посвящённая воинам – патриотам партизанского отряда «Смерть фашизму», действовавшего на территории Смолевичского, Борисовского, Логойского и Плещеницкого районов Минской области. Отряду была поставлена задача расположиться в районе деревни Мыльница Смолевичского района и помешать использованию немцами автомагистрали и железной дороги Минск – Москва, по которым они подвозили к линии фронта танки, боеприпасы, оружие и горючее. Кроме этого, отряд должен был вести разведку, разрушить линии связи, поднимать народ на борьбу с врагом.
Так отряд приступил к боевой работе, и вскоре полетели под откос вражеские эшелоны, подрывались автомашины, рвалась связь. Партизаны уничтожили около 780 машин, взорвали и подожгли 55 мостов, 4 склада.
В экспозиции представлены фотографии руководителей и воинов – партизан, их личные вещи и документы. Особый интерес представляет рукописный дневник партизанской бригады «Смерть фашизму», в котором подробно описана жизнь отряда.
3 раздел – «Освобождение Белоруссии». Представлены экспонаты участников Великой Отечественной войны, любезно подаренные музею ветеранами, родственниками ветеранов и жителями района.
4 раздел – «120-я гвардейская мотострелковая Рогачевская дивизия». Раздел рассказывает о боевом пути 120-й гвардейской мотострелковой Рогачевской дивизии и ее героях.
Дивизия выстояла в Сталинграде на направлении главного удара противника, обороняла тракторный завод, завод «Баррикада» в Сталинграде, у стен которого немцы потеряли 21 000 убитыми солдат и офицеров, 143 танка, 5 самолётов, сбитых стрелковым оружием гвардейцев. 120 – ая гвардейская дивизия участвовала в боях на Орловско – Курской дуге, освободила город Орёл, где погиб командир дивизии гвардии генерал – майор Герой Советского Союза Гуртьев Леонтий Николаевич.
120–ая гвардейская дивизия освобождала белорусский народ, участвовала в разгроме Бобруйско – Минской группировки немцев. Дивизия прошла с боями по Польше, участвовала во взятии Кенигсберга, Берлина и других городов. В период Великой Отечественной войны 8 человек дивизии удостоены звания Герой Советского Союза:
- командир дивизии генерал – майор Гуртьев Леонтий Николаевич,
- командир дивизии генерал – майор Фогель Ян Янович,
- полковник Петров Павел Павлович,
-старший лейтенант Чупилко Иван Афанасьевич,
- ефрейтор Мамутов Хасан,
- сержант Богданов Иван Васильевич,
- рядовой Пономарёв Пётр Тихонович.
Их имена – в центре музейной экспозиции.
Рассказ о боевом пути героев – рогачёвцев лежит в основе нескольких тематических лекций музея. Кратко подвиг 120–ой гвардейской Рогачёвской можно представить в 20 – ти датах, отражённых на карте боевого пути дивизии.
И это всего лишь часть того Великого пути, который осуществила дивизия, добиваясь Победы.
Сегодня воины – рогачёвцы – наши шефы и почётные гости. О дружеских крепких связях с дивизией говорят экспонаты музея, переданные нашему музею на хранение.
6 раздел – «Никто не забыт, ничто не забыто». Посвящен дружбе и сотрудничеству учащихся, совета ветеранов и воинов сегодняшней 120-й Рогачевской бригады. Имеются материалы, рассказывающие о воинах-интернационалистах, в частности – о Долгополове Игоре Анатольевиче, бывшем учащимся учреждения образования, погибшем в Афганистане.
Культурно-просветительская деятельность
Экскурсионная деятельность
Со дня открытия музея (12 января 1978) по сегодняшний день работа не прекращается, совершенствуется и углубляется. Почти за 45 лет существования музея подготовлено 29 поколений экскурсоводов. Сейчас это учащиеся 6-9 классов. Только за последние 3 года проведено 195 экскурсий для учащихся своей школы и других учебных заведений города, для родителей учащихся, участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, для работников образования и международных делегаций. Все проведенные экскурсии записаны в специальном журнале. В летописи музея написано много теплых слов и слов благодарности в адрес энтузиастов музея.
На базе музея проводится просветительская работа, создаются электронные экскурсии, издаются информационные буклеты, освещающие деятельность музея в том или ином направлении.
Поисково-исследовательская деятельность
Материалы и экспонаты музея являются отправной точкой для серьезной исследовательской работы учащихся. При музее работают поисковые группы из учащихся 6-10 классов. Направление поисковой работы рассматривается и утверждается на заседаниях совета музея. Постоянно ведется изучение и исследование информационных источников, находящихся в музее.
Члены поисковых групп используют интернет-ресурсы при подготовке новых и пополнении действующих экскурсий, написании исследовательских работ, подготовке проектов.
Занимаясь поисковой работой, ребята глубже узнают свой край, его историю. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера – руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить учащегося к активной жизни.
Результаты своих работ учащиеся школы представляют на различных исследовательских конкурсах.
Из наиболее интересных и значимых поисковых экспедиций можно назвать следующие: молодежная экспедиция «Из варяг в греки», молодежная экспедиция «От моря Черного до моря Белого». Результатом этих экспедиций стало открытие в музее новых экспозиций и импровизированной крипты, в которой находится земля, привезенная из различных поисковых экспедиций.
Проведение выставок, литературно-музыкальных композиций, конкурсов, смотров строя и песни
Большое образовательное и воспитательное значение имеют и внеурочные мероприятия: тематические вечера, экскурсии, конкурсы учащихся, рассказы, творческие работы о родных и близких – ветеранах войны и тружеников тыла, чьё фронтовое детство опалила война, участниках боевых действий. Здесь также проходят конкурсы классных коллективов музыкально-литературных композиций по истории нашей Родины, конкурсы рисунков и творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей». Здесь учащиеся читают свои отзывы о школьном музее. Проходят встречи ко Дню Победы и Дню защитника Отечества, а также к другим Дням воинской славы. Этим историческим датам посвящаются: смотр песни классных коллективов, литературно-музыкальные композиции, проводятся встречи с интересными людьми, уроки мужества, викторины, тематические круглые столы, диспуты, дискуссии.
В Декаду, посвященную Дню Победы, классные коллективы участвуют в школьном смотре песни, принимают участие в благоустройстве воинских захоронений «Память», организуют торжественную встречу с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, чьё детство опалено войной, участвуют в уроках мужества – классных часах; выставках и экскурсиях в музее, в шествии 9 мая и возложении цветов.
Музей выпускает информационные материалы:
- информационно-рекламный буклет для учреждений образования города и гостей о деятельности музея;
- деятельность музея отражается в музейной летописи;
- презентации и видеоролики.
Памятные даты
2018-2020 годы в Беларуси объявлены Годом малой родины. В этой связи было уделено особое внимание формированию у учащихся любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, чувства причастности к его прошлому и настоящему, ответственности за его будущее.
С этой целью продолжена работа по расширению знаний учащихся о происхождении названий и истории своей улицы и улиц района, их достопримечательностях, памятниках, знаменательных земляках; привлекались учащиеся к участию в исследовательских проектах краеведческой направленности, волонтерском движении, благотворительных и трудовых акциях по оказанию посильной помощи ветеранам, благоустройству территории школы и района.
Продолжению работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся способствовало проведение Дня знаний и первого урока, посвященного малой родине, и мероприятий, посвященных юбилею Первомайского района, в которых учащиеся школы приняли активное участие:
- районный конкурс на лучшую творческую работу «Юбилейная медаль «50 лет Первомайскому району»;
- районный фотоконкурс коллажей «Мой дом, моя судьба»;
- районный конкурс рисунков «Первомайский район – территория будущего»;
- районная акция «Дорогами добрых дел» (создание карты-мест Первомайского района, привлекательных для организованного и содержательного досуга молодежи);
- районная краеведческая викторина «Люби и знай свою малую родину – Первомайский район столицы» (буклет о районе «Топ-10 мест Первомайского района» - 2 место).
Параллельно с мероприятиями к юбилею района, проводилась работа к 45-летию со дня присвоения городу Минску почётного звания «Город - герой, направленная на изучение учащимися прошлого и настоящего Минска, формирование у них чувства уважения и гордости за столицу нашей Родины.
В деятельности актива музея традиционным стало проводить тематические экскурсии, как для учащихся своей школы, так и для учащихся школ Первомайского района. За период с 2019 по 2021 годы музейную экспозицию посетили учащиеся средней школы № 177 г. Минска, средней школы № 137 г. Минска, средней школы № 20 г.Минска, средней школы № 73, гимназии № 11, гимназии № 9, средней школы № 115.
На базе школьного музея были организованы и проведены квест-игры, посвященные Дню юного героя-антифашиста, Дню защитника Отечества, торжественный прием в пионеры, встречи с ветеранами педагогического труда и ветеранами ВОВ.
Туристско-краеведческая деятельность
В течение 2019-2021 гг. учащиеся посещали Национальную библиотеку Беларуси в рамках проекта «Славутыя імены Бацькаўшчыны», где стали участниками интерактивных учебно-познавательных экскурсий, посвященных классикам белорусской литературы и деятелям культуры. С целью формирования у учащихся чувства уважения и гордости за свой край в рамках экскурсионной работы для учащихся школы были организованы выездные экскурсии по маршрутам: “Минск-конная усадьба Буцевичи-Минск”, “Минск-усадьба “Гаенские вытоки”-Минск”, “Минск-Столбцы-Николаевщина-Минск”, “Минск – Мир - Несвиж - Минск”, “Минск – Дудинка – Борисов - Минск”, “Минск – Мир – Минск”, “Минск – СОАО “Коммунарка” – Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны - Минск” и др.
- СВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
И ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СМИ
Всю деятельность Совет музея, куда входят педагоги и учащиеся школы, освещает в средствах массовой информации. На мероприятия музея приглашаются журналисты, фотокорреспонденты газет и телевидения.
Телеканалы - БТ1, БТ5, ОНТ, НТВ-Беларусь, МИР, СОЮЗ - не раз освещали деятельность музея, а также сами учащиеся не раз становились журналистами и внештатными корреспондентами. Информация о мероприятиях и отзывы учащихся о проведенных делах дублируются на сайте школы.